Для того, чтобы говорить на одном языке и правильно понимать друг-друга, прежде всего очень важно договориться о терминах. Как правило, если изначально договориться о терминах и определениях, то многие вопросы отпадают.
Обычно мы используем следующие понятия для терминов:
"Заряд", "подзаряд" АКБ– Заряд АКБ (заряд пластин АКБ) - процесс при котором под действием зарядного тока доступные для заряда рабочие массы пластин переходят из разряженного состояния в заряженное. При этом происходят соответствующие химические реакции в которых участвует и электролит. Но правильнее говорить именно о заряде пластин (их рабочих масс), а не о заряде акб в целом. Тогда в дальнейшем некоторые вопросы станут понятнее.
"Заряд", "подзаряд" АКБ - обязательное условиерегулярного обслуживания исправной АКБ, работающей в штатном (предназначенном для этой батареи) режиме.
Для авто-акб, например, штатный режим это кратковременные разряды большими токами с подзарядом от бортсети и разумеется при регулярном движении транспортного средства. Если подзаряд от бортсети оказывается недостаточным, то необходим регулярный подзаряд с помощью зарядного устройства.
Полностью заряженная батарея –Батарея у которой заряженная часть рабочих масс пластин составляет около 100% от доступной для заряда массы.
"Последний процент" – Оставшаяся не заряженной часть доступной для заряда рабочей массы пластин - около 1% и менее. (Совсем мало – последний микрон.)
Доступная для заряда рабочая масса пластин– Часть, сформированной при производстве АКБ рабочей массы пластин, способной заряжаться на данный момент жизненного цикла АКБ. Очевидно, что у новой батареи доступная для заряда масса 100%. И по мере эксплуатации АКБ она будет уменьшаться вследствие разного рода вредных явлений (сульфатация, коррозия и пр.). Доступная для заряда масса пластин может быстро уменьшаться в случае не штатного использования, или неправильного обслуживания АКБ. При этом уменьшается ёмкость АКБ и максимальный отдаваемый ток.
"Расслоение» электролита" (Стратификация)- различие плотности электролита по высоте аккумулятора. Характерно для авто-АКБ с жидким электролитом. Может возникать в случае застойной эксплуатации (нет возможности механического перемешивания), после заряда глубоко разряженных батарей в стационарных условиях (пластины могут быть полностью заряжены, а электролит остаётся не перемешанным).
Для авто АКБ, при регулярном использовании авто, образование расслоения электролита почти не возможно.
"Электролиз" (кипячение) – (применительно к заряду АКБ) – совокупность электрохимических реакций протекающих в АКБ при протекании зарядного тока через пластины и электролит. Самая известная из них (реакций) – разложение воды электролита на водород и кислород (расход воды в акб и появление активного окислителя). При этом происходит ещё много различных реакций (по некоторым оценкам десятки), многие (если не все) из которых вредны для АКБ. Применительно к АКБ надо не забывать, что электролиз оказывает существенное механическое (разрушающее) воздействие на пластины. И чем плотнее конструкция (например Са/Са акб), тем это воздействие сильнее. А для АКБ типа GEL, AGM электролиз недопустим.
Умышленно стараюсь применять термин "электролиз", а не "кипячение" (популярный в народе). В связи с тем, что кипячение звучит, как, что-то безобидное, как будто просто побулькает и всё. На самом деле там всё гораздо хуже. Даже при электролизе чистой воды твориться Бог знает что, а в акб тем более. Тем не менее это явление иногда может применяться. Как правило для перемешивания электролита (по окончании заряда, например). Или когда батареи специально разработаны для периодического применения электролиза для перемешивания (батареи работающие в стационарных условиях). Но если есть возможности исключить электролиз, следует это сделать. Для авто-акб использовать электролиз для перемешивания электролита бессмысленно (и вредно), так как он прекрасно перемешивается при движении авто.
Так же очень вредна, распространяемая в народе фраза: "Чтобы зарядить – надо кипятить". Здесь всё поставлено с ног на голову. Электролиз – следствие окончания заряда.
Электролиз протекает всё время в процессе заряда. Но в процессе заряда электролиз слабый, так как протекающий ток по большей части расходуется на заряд пластин. После того, как пластины зарядятся, почти весь протекающий ток расходуется на электролиз (и нагрев АКБ). Таким образом по окончании заряда электролиз становится активным (кипит). И дальнейшее кипячение, с точки зрения заряда пластин (см. заряд АКБ) бессмысленно и вредно.
"Лечение", "восстановление" свойств – использование различных методов заряда-разряда для восстановления параметров батареи потерянных в результате не штатного использования. Не следует путать (а это очень распространено) с зарядом АКБ.
В некоторых случаях застойной эксплуатации, а так же при разряде 50% и более (особенно для АКБCa/Ca) восстановление свойств АКБ может оказаться не возможным в значительной степени.
Назначение стартерных батарей – согласно ГОСТ – для пуска двигателей и питания электрооборудования авто и не могут быть использованы для других целей.Такие батареи, как правило ускоренно теряют ресурс при глубоких разрядах и длительном состоянии не полного заряда.
Кроме стартерных авто-АКБ есть и другие типы батарей, Для многих из них штатным является глубокий разряд. И с ними наши устройства успешно работают. Часто этоAGM,GELв бесперебойниках, мотоколясках, лодки с электромоторами (тут лучше ЗУBL1215), эхолоты и пр.