Пример заряда автомобильной акб Са/Са, 60 Ач с помощью ЗУ BL1204
Данный пример и пояснения к нему приводятся для лучшего понимания принципа работы зарядных устройств ЛБ-электро. Следует иметь в виду, что для акб другой ёмкости и другого типа и состояния кривые заряда не будут точно такие (по виду, характеру). Могут сильно отличаться.
Для правильного взаимопонимания обязательно следует ознакомиться с терминами и определениями, которыми мы пользуемся. Смотреть здесь
В данном примере использовалась батарея Westa Red, Са/Са, 60Aч. Батарея практически новая. После покупки потребовала формовки.
Предварительно был сделан разряд, примерно на половину ёмкости:
Глубина разряда составила -31,3 Ah ( -377,2 Wh)
График изменения тока и напряжения в процессе заряда выглядит следующим образом:
Можно видеть характерные режимы работы:.
1. На интервале 0…7,5 час. Заряд постоянным током с паузами каждые 8 мин., во время которых происходит измерение параметров необходимых для вычисления внутреннего сопротивления, оценки ёмкости, и величины зарядного тока. В данном случае ток не меняется, так как вычисленное значение превышает максимальный ток для модели BL1204..
2. На интервале 7,5…14 час. Работает режим ограничения скорости нарастания напряжения. Некоторые производители акб прямо указывают допустимую скорость нарастания напряжения при заряде. Этот режим на акб действует примерно так же, как фиксация напряжения и мы видим соответствующий спад тока до отметки 12 час.. К моменту 12 час. Батарея практически заряжена и поэтому повышение тока на интервале 12…14 час. это нарастающий электролиз вследствие дальнейшего увеличения напряжения на уже практически заряженной акб. Если бы мы установили программу заряда до 14,9 В (примерно такое напряжение рекомендует производитель акб), то удалось бы избежать некоторого избыточного электролиза...
3. На интервале 14….20 час. режим фиксированного напряжения. В это время зарядное устройство осуществляет контроль полноты заряда акб по производной тока заряда.
Попробуем оценить, при какой полноте заряда акб произошло выключение и переход в режим хранения. На графике приведены значения тока на 19 и 20 час. А именно 0,357А – 19 час и 0,349А-20 час. Таким образом снижение зарядного тока составило 0,009 А/час. То есть за последний час акб зарядилась на 0,009Ач. Что составляет 0, 015% от ёмкости в 60 Ач. Представим себе, что ЗУ не прекратило заряд в течение следующих 10 часов и каждый час происходил бы такой же заряд (на самом деле с каждым часом уменьшается), акб дозарядилась бы ещё на 0, 15 Ач. Что составило бы 0,25% от 60 Ач. Таким образом заряд акб на 20-том часу можно считать никак не меньше 100% - 0,25% = 99,75%. Это теоретически, а практически батарея полностью заряжена...
4. Количество энергии потраченной на заряд составило примерно 401 Wh, при разряде 377 Wh. Таким образом кпд заряда примерно 92 %. Очень не плохой показатель при том, что разряд был не стандартный 20-ти часовой, а быстрый, довольно большим током.
Поскольку батарея была разряжена не ниже 12 В, то ЗУ BL1204 не заходила в режим ДСФ и на графике его нет. В будущем, на других примерах покажем и этот режим..
Какой программой на вашем устройстве в моём случае... лучше пользоваться?
В устройстве есть 4 программы заряда, которые позволяют выбрать подходящий вариант для свинцово-кислотных акб любого типа.
У нас нет данных по всем видам аккумуляторов, имеющихся на рынке. За конкретной информацией лучше обратиться на сайт производителя (руководство по эксплуатации АКБ).
Чаще всего так: если АКБ не обслуживаемая, то 1-я программа, 2-я- когда холодно.
А если АКБ обслуживаемая, то можно 3-4 программы, но следить за уровнем электролита. При этом, 3-4-ю программы лучше использовать после предварительного заряда на 1-й или 2-й программе.
Иногда ошибочно думают, что номер программы связан с ёмкостью АКБ, чем меньше ёмкость, тем ниже номер программы. Это неверно!
Наше устройство автоматически определяет ток заряда в зависимости от ёмкости, состояния, температуры акб и пр. И происходит это вне зависимости от выбора программы. Таким образом выбор программы не связан с ёмкостью акб.
Выбор программы, в первую очередь определяется типом акб (не ёмкостью и не размером акб). Лучше всего за информацией о напряжении заряда обращаться к производителю акб. Если производитель в разных ситуациях рекомендует разное напряжение, то можно будет выбрать подходящую программу заряда.
Что делать, если нет инфо от производителя? И вообще нет данных по акб.
В этом случае не надо выбирать программу. Надо включить устройство в сеть и подключить к акб. Через 30 сек устройство начнёт заряд по первой программе, которая безопасна (и это главное) для всех 12-ти вольт. свинцово-кислотных акб. В случае, если акб исправна, она будет полностью заряжена, благодаря функции точного контроля за полнотой заряда акб.
Если есть информация о типе акб. Например Gel, AGM, Flooded (жидкий электролит). Тогда так:
GEL - первая программа.
AGM - вторая программа. Сразу после окончания заряда можно повторить заряд на третьей программе.
Flooded (жидкий электролит) - Тут могут быть разные варианты:
Батареи малой ёмкости (например до 20 Ач) - лучше ограничиться первой программой.
Для авто акб (примерно 40-70 Ач) можно определиться с максимальным напряжением так:
Зарядить на первой программе, затем на второй. Если на второй дошло до зелёного свечения индикатора "заряд" и затем, соответственно до зелёного мигания, значит максимальное напряжение не превышено. И так далее. Если, например на третьей программе устройство застряло на жёлтом свечении индикатора "заряд" и при этом будет активный электролиз, то выбранная программа завышена.
Серьёзной опасности такой способ подбора не представляет, так как работа во всех режимах ограничена защитными таймерами. И если устройство "застрянет", то защита всё равно выключит через некоторое время. Этот способ можно пробовать только для акб с жидким электролитом, поскольку возможен активный электролиз.
Если, например Вы попробуете такой подбор для распространённой акб "Тюмень", почти гарантированно на третьей программе застрянете в жёлтом свечении. Для этих батарей рабочая программа - вторая. Иллюстрация к этому посту - нарастание тока для акб "Тюмень премиум" 60 Ач. в зависимости от увеличения напряжения на акб. Видно, что больше 15 В. начнётся быстрое нарастание тока, сильный электролиз, терморазгон (в конце хорошо видно). Так, что устройство ( BL1204 ) правильно делает, что отказывается наращивать напряжение выше второй программы.
Практически для всех батарей СА/СА можно включать четвёртую программу. Хотя большинство производителей, для регулярного подзаряда указывают вторую программу. И я с ними согласен. Они прекрасно заряжаются при напряжениях не выше второй программы. И при этом не расходуется вода (особенно актуально для необслуж. акб).
В большинстве случаев всё просто: Включить в сеть, подключить к акб и идти отдыхать. Для того устройство BL1204 и сделано, чтобы использовать было просто, а результат получить наилучший. Всё это будет справедливо и для модели BL1215. Только для ёмкостей примерно в 3 раза больше.
Как поднять плотность на Ca/Ca АКБ? На кальциевых АКБ не могу поднять плотность выше 1,25. Приходится при 16,3 вольта дозаряжать, чтобы поднять плотность.
Существует Миф о том, что для заряда Ca/Ca аккумуляторов требуется напряжение выше 16,3 Вольта.
Это не так. Нет такой необходимости. Если бы этим батареям требовалось обязательно 16,3В, их нельзя было бы ставить в авто, где борт-сеть никогда таких значений не достигает. Люди путают "заряд" и "расслоение электролита", когда пытаются по плотности определить заряд и ошибаются.
Напряжение выше 16,0 Вольт - это режим активного электролиза для Са/Са батарей. Режим вредный и нерекомендуемый производителями и не добавляющий никакого дополнительного заряда для пластин аккумулятора. И необходимости в нём никакой нет. Батарея полностью заряжается и при более низких напряжениях. Более того, напряжение для заряда акб вообще непринципиально. Заряд происходит под действием тока, а не напряжения. Как человека убивает не напряжение, а ток, так и акб заряжает не напряжение, а ток.
Повышенный потенциал электролиза в Са/Са батареях сделали как раз для того, чтобы не было электролиза, уменьшился расход воды и увеличился срок необслуживаемой эксплуатации.
Некоторых смущает, что после заряда Са/Са батарей (на столе, в стационаре - это важно) плотность может быть несколько ниже нормы. В этих батареях плохо перемешивается электролит (в стационаре). Надо проехать километров 100 и всё придёт в норму.
Принудительно перемешивается электролит с помощью вибрации. Иногда в батареях даже есть специальные решения для перемешивания электролита при движении. Поэтому для тех, кто ездит регулярно, но мало, надо поддерживать пластины акб заряженными с помощью ЗУ BL1204, а для перемешивания хватит и коротких поездок.
Утверждение о вреде "кипячения" кальциевых батарей для достижения необходимой плотности подтверждает наш опыт и исследования, а также опыт многих пользователей, которые делятся им на форумах и на странице ВКонтакте.
А не маловат ли максимальный зарядный ток 4А для ёмкости батарей выше 50А\Ч?
Зарядится или нет Ваша батарея зависит не столько от тока заряда (в разумных пределах) сколько от состояния акб. Народная мудрость о том, что зарядный ток должен быть равен 0,1 от ёмкости акб - в целом, правильная, но это очень осреднённая величина. Не следует воспринимать это утверждение однозначно. Нормальным, обычно, можно считать зарядный ток от 0,05 до 0,2 от емкости акб. Но и это условно. Большое значение имеет качество (состояние) акб. Если утечки в акб меньше тока заряда, то акб зарядится. Вопрос времени. Один из наших клиентов успешно заряжал нашим устройством BL1204 акб - 190 Ач. Видимо, акб была в хорошем состоянии с малыми собственными утечками. Следует так же иметь ввиду, что акб 50-80 Ач. через 3 года средней эксплуатации потеряет ёмкость до величины 30-50 Ач., а то и больше. И тогда ток в 4 А, даже в строгом соответствии с народной мудростью, окажется очень подходящим. А если акб ещё и с морозца, то в неё и 1-1,5А с трудом загонишь из-за сильно возросшего внутреннего сопротивления. Поэтому мы и научили наше устройство измерять состояние акб и устанавливать такой ток, какой батарея может принять.
-Вашим з/у можно заряжать АКБ не снимая АКБ с машины и не отключая клеммы?
-Можно ли подключать устройство не отключая АКБ от автомобиля?
-Хотелось бы уточнить позволяет ли зарядное устройство BL 1204 не снимая клем авто поддерживать АКБ в постоянной готовности.
Да, с помощью BL1204 можно заряжать АКБ, не снимая АКБ с машины и не отключая клеммы.
Для этого выключите "зажигание", отключив основные потребители энергии, чтобы потребление от батареи не превышало примерно 0,5 Ампер (выключить все, что можно выключить), и подключите устройство к аккумулятору, соблюдая последовательность действий, изложенную в инструкции. Включите первую программу заряда (до напряжения 14,4 В, это безопасное для бортсети напряжение). Устройство подзарядит аккумулятор, автоматически перейдёт в режим хранения, и установит напряжение на АКБ 13,6 В, поддерживая в постоянной готовности. В режиме хранения можно подключать некоторые потребители энергии, но чтобы батарея оставалась заряженной, потребление от АКБ не должно превышать 2-2,5 Ампер.
ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что наше устройство содержит решения, повышающие безопасность заряда и хранения АКБ (отключение выходных проводов, при соскакивании зажима с клеммы АКБ, контроль температуры внутри устройства и т. п.), будьте внимательны, если Вы оставляете без присмотра электроприборы! Обратите внимание на качество соединений (не только АКБ и зарядного устройства), но и других элементов: розетки, удлинители, автоматы и прочее. Это зона Вашей личной ответственности.
подробнее о наших ЗУ